izabella76 (izabella76) wrote,
izabella76
izabella76

юмор и стыд.

Индивид может благожелательно смеяться над своими собственными недостатками и неудачами, как только он понимает, что они не олицетворяют его целостное Я.



Согласно Льюису, один из лучших способов справляться со стыдом – это юмор. Необходимо сделать поправку, что в случае с детьми это верно только после определенной фазы развития. С точки зрения метапсихологии, можно концептуализировать значимость юмора примерно следующим образом. Индивид может благожелательно смеяться над своими собственными недостатками и неудачами, как только он понимает, что они не олицетворяют его целостное Я. Условием для этого является, то, что его представление о Я (self) организовано таким образом, что реакция Танатоса направленная на Я может быть сведена к части Я или к кратковременному Я (momentary self) («в этот момент я был глупцом»). Если такая внутренняя организация личности еще не сформировалась, то нет и условий для облегчения, предлагаемого юмором. Такой индивид не может найти облегчение в юморе, и если оно предлагается другими, стыд только усиливается и означает еще большую потерю Я и других. Это справедливо для детей, которые пока не понимают юмор, и не в состоянии его переработать.
Ранние формы юмора, которые дети используют для преодоления стыда, очень красноречивы. Ребенок дошкольного возраста протягивает руку к вазе с конфетами, как будто он собирается взять целую пригоршню, и в тоже время наблюдает за выражением лица родителей; в последний момент он не берет конфеты и заливается смехом, требуя, чтобы родители смеялись вместе с ним. Ребенок показывает, что понимает предосудительность своего поступка, его ребяческую и стыдливую часть, но есть также и другая, мудрая часть, согласно которой, он в итоге и поступает, и что можно также отнестись со снисхождением к стыдливой части, поскольку она не является доминирующей. Можно вместе над ней посмеяться. На следующей стадии ребенок может в том же духе говорить о своих реальных неудачах и провалах. Его представление о себе и соответствующая психическая экономия Либидо и Танатоса организованы и безопасны (прочны) (secure) до степени, когда использование юмора возможно.
Психическая экономия отношений юмора и стыда отражает отношения между стыдом и психической экономией в целом. Самая отличительная и в тоже время болезненная черта стыда это то, что он затрагивает всю личность (Я) целиком, и, чем более рассеивается ответ Танатоса в процессе переживания стыда, тем более доминирующим является стыд. Таким образом, дети на ранних этапах развития склонны чувствовать угрозу полного отвержения по самым неожиданным причинам.

psychoanalysis.by/2018/08/11/article-psychoanalysis-34/
Tags: не мое, психотерапия
Subscribe

  • (no subject)

    Люди, а через какой промежуток вы делали ревакцинацию? И я уже думаю, что нет смысла обращать внимание, болел ты короной или нет, нужно идти и…

  • (no subject)

    Мама начала второй курс антибиотиков ((( Ей вроде и лучше, а чувствует себя мерзко. Каждый день звонит медсестра.

  • (no subject)

    На улице тупо рай! А ещё я поняла, почему у меня так мало денег уходило в пандемия-были закрыты все едальни и кофейни. А сейчас моя любимая кофейня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments